Блог «ОбрПрофи»

Государственная охрана труда

Охрана труда представляет собой комплекс мер, направленных на создание безопасных условий для выполнения трудовых обязанностей, с целью защиты здоровья работников. Важность этой задачи настолько высока, что она регулируется государственной политикой.

Требуется удостоверение по охране труда? Оставьте заявку на странице:

ОБУЧЕНИЕ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Государственная охрана труда на уровне Российской Федерации

Охрана труда является важнейшим институтом трудового права, обеспечивающим работникам право на безопасные условия труда, сохранение их жизни и здоровья, а также защиту от вредных последствий производственной деятельности. Учитывая значимость данного института, государственные органы и должностные лица играют ключевую роль в организации и поддержании эффективной охраны труда в стране.

Согласно статье 216 Трудового кодекса Российской Федерации, охрана труда на государственном уровне обеспечивается:

Рассмотрим более подробно роль указанных субъектов в реализации государственной охраны труда. В ведении Правительства РФ и уполномоченных федеральных органов исполнительной власти находятся:

Одним из ключевых органов государственного управления охраной труда является Министерство труда и социальной защиты РФ, деятельность которого регулируется Постановлением Правительства РФ от 10 июня 2012 года № 610. В соответствии с данным положением, Минтруд отвечает за разработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере труда, включая вопросы, касающиеся оплаты труда, социального партнерства, занятости населения, а также условий и охраны труда работников в России.

Кроме того, под ведомством Министерства труда находится Федеральная служба по труду и занятости (Роструд), деятельность которой координируется и контролируется министерством.

Государственная охрана труда осуществляется при участии:

  • Правительства Российской Федерации;
  • Других федеральных органов исполнительной власти.

Смысл управления охраной труда

Государственное управление охраной труда — это деятельность государственных органов, направленная на осуществление надзорных и контрольных функций в рамках обеспечения безопасных условий труда в соответствии с государственной политикой. Основные задачи государства в этой сфере включают:

  • разработку и внедрение специальных программ, направленных на повышение уровня безопасности и оптимизацию условий труда;
  • обновление нормативных актов, гарантирующих безопасность рабочих условий и защиту здоровья трудящихся;
  • установление требований к организации производства, технологиям, используемым материалам и другим аспектам трудовой деятельности;
  • проведение профилактических мероприятий и устранение выявленных нарушений в сфере охраны труда.

Зачем государству управлять процессами охраны труда

Цель государственной системы управления охраной труда, или трудового законодательства, заключается в обеспечении соблюдения прав работников на безопасные условия труда, а также в защите интересов как работников, так и работодателей. Это достигается за счет следующих задач:

  • приоритетное обеспечение безопасности жизни и здоровья трудящихся;
  • разработка и внедрение нормативных актов и программ, направленных на улучшение условий труда и повышения уровня охраны труда;
  • контроль за соблюдением законов и правил по охране труда;
  • проведение экспертных оценок производственных условий и анализ рисков;
  • внедрение процедур оценки условий труда;
  • предупреждение аварийных ситуаций и несчастных случаев на рабочем месте;
  • оказание поддержки работникам и их семьям в случае травм или заболеваний, связанных с профессиональной деятельностью;
  • расследование и учет случаев ущерба здоровью на производстве;
  • финансирование мероприятий по охране труда;
  • обучение и аттестация специалистов по охране труда;
  • сбор и анализ статистики по несчастным случаям и профзаболеваниям, а также по компенсационным выплатам;
  • систематизация данных по улучшению производственных условий;
  • внедрение налоговых льгот для поощрения работодателей, обеспечивающих безопасные условия труда;
  • установление стандартов по обеспечению работников защитными средствами, медицинским обслуживанием и санитарно-бытовыми условиями;
  • применение лучшего международного опыта в сфере охраны труда.

Кто управляет охраной труда в государстве

Функции органов государственного управления охраной труда
Минтруд России Федеральная служба по труду и занятости
Осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, социального страхования (за исключением обязательного медицинского страхования), включая вопросы тарифов по страховым взносам, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы, социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, социального обслуживания населения, оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов, проведения медико-социальной экспертизы, по разработке и организации внедрения и консультативно-методическому обеспечению мер, направленных на предупреждение коррупции в организациях, по контролю за выполнением этих мер, по методическому обеспечению мер, направленных на развитие муниципальной службы, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности.

(Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 № 610 «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации»)
Осуществляет функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы, специальной оценки условий труда и социальной защиты населения, оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, а также по предоставлению социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан.

(Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости»)

В Российской Федерации управление охраной труда возглавляется Правительством РФ, которое руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти в этой сфере. Правительство может либо самостоятельно осуществлять функции управления охраной труда, либо делегировать их Министерству труда или другим федеральным органам, уполномоченным на выполнение этих задач (в соответствии с ст. 216 ТК РФ).

Правительство распределяет полномочия между федеральными органами власти, закрепляя их в нормативных актах, регулирующих деятельность данных структур. Эти федеральные органы могут выполнять различные функции в сфере охраны труда, такие как:

  • разрешительные;
  • надзорные;
  • контрольные;
  • исполнительные;
  • координирующие и другие.

Важно отметить, что федеральные органы исполнительной власти обязаны координировать свою деятельность в области охраны труда с Министерством труда и социальной защиты РФ.

На территории субъектов РФ управление охраной труда осуществляется федеральными органами в пределах их полномочий. В некоторых случаях региональные органы власти могут делегировать часть своих функций органам местного самоуправления, если это соответствует законодательству.

Структура органов, управляющих охраной труда

Управление охраной труда в России регулируется ст. 216 ТК РФ, и в стране существует следующая иерархия управления:

  • Федеральный уровень — Министерство труда и социальной защиты РФ (Минтруд России), которое разрабатывает и реализует правовые основы охраны труда, управляя этой сферой как стратегически, так и в оперативном режиме.
  • Региональный уровень — органы исполнительной власти субъектов РФ, которые адаптируют федеральные нормативные акты под региональные условия и выполняют управленческие функции в области охраны труда.
  • Муниципальный уровень — местные органы власти, которые получают полномочия от вышестоящих органов и осуществляют контроль на местах, адаптируя нормативную базу по охране труда к местным условиям.
  • Корпоративный уровень — работодатели, которые обязаны соблюдать законодательные требования по охране труда на уровне каждого отдельного предприятия.

Контролирующие органы по охране труда

Главой 57 Трудового кодекса РФ установлена иерархия органов, ответственных за управление охраной труда:

  • Прокуратура РФ — главный надзорный орган, следящий за соблюдением законов о труде. Генеральная прокуратура и её региональные подразделения контролируют исполнение трудового законодательства и соответствие нормативных актов государственным законам.
  • Роструд — федеральный орган, ответственный за контроль и надзор в сфере трудового законодательства и охраны труда, подчинённый Минтруду РФ.
  • Государственные инспекции по труду — региональные представительства Роструда, осуществляющие контроль на местах.
  • Муниципальные структуры — взаимодействуют с работодателями через органы местного самоуправления, профсоюзы и другие уполномоченные организации.

Таким образом, система государственного управления охраной труда включает две ветви: федеральную и региональную. Правительство РФ и федеральные органы власти реализуют государственную политику, а органы исполнительной власти субъектов РФ и муниципалитеты исполняют её на местах.

Охрана труда